Интервью с Татьяной Докукиной

06 декабря

Почему умение танцевать является обязательным для специалиста-международника? Как танец меняет человека и почему бал — это «социально значимый проект»? Об этом нам рассказала Татьяна Николаевна Докукина, автор и бессменный организатор традиционных осенних и весенних балов МГИМО. Татьяна Николаевна также поделилась воспоминаниями о своем творческом пути и студенческих годах.

 

Первое образование у Вас техническое. Как же получилось, что вся Ваша дальнейшая жизнь стала связана с танцами?

Дело в том, что я с шести лет профессионально занимаюсь балетом:окончила балетную школу. А когда в связи с изменившимися семейными обстоятельствами мне пришлось уйти из балета, я поступила в авиационный техникум. Параллельно училась в Заочном Народном Университете Искусств на педагогическом отделении. Почти одновременно я получила два диплома: педагога-хореографа и техника-технолога. А уже позже поступила в ГИТИС на балетмейстерский факультет.  

 

Сегодня Вы можете сказать, что решение профессионально заниматься танцами, а не идти по технической специальности было правильным?

Я считаю, танцы — мой путь по жизни. Не знаю, что стало определяющим в решении  заниматься танцами профессионально. Просто помню, как все время повторяла маме: хочу быть балериной. Это был осознанный выбор и я никогда о нем не жалела. Я очень жалела, что потратила пять лет на техническое образование. По окончании техникума я написала в Министерство авиационной промышленности письмо с просьбой освободить меня от прохождения обязательной практики. Я писала, что у меня есть другая любимая работа, которой мне хотелось бы заниматься, и меня отпустили, но под очень мудрым предлогом — по семейным обстоятельствам. Учеба в техникуме была неправильным шагом. Но, наверное, так распорядилась судьба и обогатила меня чем-то дополнительным. 

 

Почему Вы стали заниматься бальными и историческими танцами?

Когда я ушла из балета и не стала профессиональной балериной, я поняла, что нужно развиваться, идти дальше — появилось желание учиться танцами в какой-то иной форме. Мой педагог предложила мне обратить внимание на бальные танцы, которыми со временем я действительно очень увлеклась. Параллельно я продолжала заниматься и остальным видам хореографии. Ведь разнообразие предметов — это обязательное условие воспитания профессионального танцора и педагога. 

 

А Вы можете выделить из них одно любимое?

Я вообще люблю танец, люблю, когда человек выражает свое душевное состояние через танец. И по большому счету здесь уже не так важно, через какой вид хореографии это происходит. Другое дело, что такое выражение у меня всегда было ближе к классике. Брейк-данс, зумба или пляжные танцы жарких стран меня никогда не привлекали. Мне нравится танец, который выглядит интеллигентно, достойно, и строго. Конечно, это дело вкуса и выбора — каждому свое. Я же больше тяготею к классическим танцам, в этом мой выбор. 

 

Скажите, Вам больше нравится танцевать самой или преподавать?

Я думаю, что эти две вещи неразделимы, потому что невозможно что-то преподавать, не пропустив это через себя. Я люблю в равной степени и танцевать, и преподавать. Хотя, на самом деле, я никогда быть педагогом не собиралась. Педагогом меня назначила моя первая учительница. Тогда мне было всего 17 лет и я очень удивилась, что она выбрала именно меня, дала вести уроки в школе танцев. Мои ученики были гораздо старше меня. Тем не менее все получилось, и после я продолжила преподавать. Хочу сказать, что педагогическая деятельность для меня никогда не была тяжелой,  наоборот, это всегда было интересным и по-настоящему любимым делом.

 

Все время посвящать только  танцам достаточно непросто как физически, так и  психологически. Были ли в Вашей жизни моменты, когда вдруг хотелось все бросить и заняться чем-то совершенно другим?

Желания бросить танцы никогда не возникало, потому что у меня всегда была очень разнообразная деятельность, которая доставляла удовольствие. Я занималась всеми видами танцев: балетом, джазом, модерном, спортивными бальными танцами, историческими и народными. Когда перешла к преподаванию, все складывалось тоже довольно успешно. Я отработала 23 года на должность доцента в Московской Государственной Академии Хореографии. Преподавать в таком серьезном учебном заведении для меня было большой честью, многие мои ученики до сих пор танцуют в Большом театре. Рабочий процесс очень вдохновлял, я вкладывала в него всю душу.

Сейчас у меня очень много разнообразной работы: я веду уроки в школе Венского бала, уже больше 20 лет организую балы в Дворянском собрании, у меня есть проект «Офицерский бал», бал МГИМО. До этого я проводила балы в клубе ученых МГУ, помогала готовить первые балы в консерватории и в Кремлевском дворце съездов, преподавала в шведском и немецком посольствах. У меня очень большое количество творческих проектов — скучно никогда не бывает. А когда человеку не скучно, ему и не хочется что-то менять. 

 

Какие моменты, связанные с танцами, были самыми приятными и потому запоминающимися?

Самые приятные моменты у меня связаны с учебой в Заочном Народном Университете Искусств и в ГИТИСЕ. На занятия я ходила как на праздник, потому что у нас были замечательные педагоги. Все они были выдающимися артистами, имели большой вес в хореографии и в искусстве в целом. Например, классический танец вела дочь великой балерины Н.И. Симоновой. Дуэтный танец — Б.И Хохлов, партнер Галины Улановой. По характерному танцу у нас был Сергей Радченко, партнер Майи Плисецкой в сюите «Кармен». Я была знакома со многими ведущими артистами Большого театра. Мое самое яркое впечатление — общение с ними. Это были действительно великие люди. Создавалось ощущение, что общаешься с легендами. Было замечательно видеть их жизнь: как они разговаривают, ходят, ведут уроки. Их отличала особая внутренняя культура, уравновешенность, способность до глубокой старости держать себя в спортивной форме. Важно, что своим существованием они как будто тянули из прошлого века ниточку: мы могли смотреть на живые истории и брать с них пример. Через совместную работу и беседы с ними я увидела и почувствовала что-то по-настоящему трепетное и важное. Ведь есть же разница: читать книжку или смотреть человеку в глаза, говорить с ним, танцевать.

Отмечу, что интересным у нас был весь педагогический состав. Для занятий по джаз-модерну, например, к нам приезжали педагоги из Америки и Австралии.

Да, время обучения было очень счастливым, и не просто потому что это были мои студенческие годы, а потому что у нас преподавали такие уникальные люди.  

 

Если бы Вы давали определение танцу, как бы оно звучало?

Для меня танец — это выражение состояния души человека. Танцор через ощущение музыки транслирует во внешнюю жизнь свои душевные переживания, то, как он понимает мир вокруг и соотношение себя с этим миром. Один и тот же танец в исполнении разных людей выглядит по-разному. Поэтому очень интересно наблюдать за человеком во время танца. Он может рассказывать о себе все, что угодно, может совершать какие-то поступки, но достаточно только внимательно присмотреться к нему в танце, чтобы понять, кто он на самом деле, каков его характер, потому что танцуют всегда искренне.

 

На Ваш взгляд, танец меняет человека, чему-то учит?

Несомненно. Например, для того чтобы научиться профессиональному танцу нужна жесткая дисциплина. Шульгина Анна Николаевна, мой педагог по историческому танцу, часто повторяла: «В меня бросали туфли, об меня ломали стулья. И я очень благодарна моим преподавателям, потому что они сделали меня такой, какая я сейчас есть». Она была ведущим балетмейстером и многого достигла в жизни.

Люди, профессионально воспитанные в танце, как правило, всегда очень ответственны, организованны и чистоплотны. Человек танцующий более здоров физически, образ питания у него правильнее.

Что касается душевного состояния, танец — это в первую очередь выражение музыки. Поэтому, если мы говорим о балете, — это приобщение к классической музыке, которая человека делает духовно богаче. Для современного танца я также подбираю наиболее качественную музыку, мелодичную и красивую. Уверена, что всегда приятно выражать свои внутренние эмоции через хорошую музыку.

Танцы — это развитие во всех планах: и физическое, и духовное. На протяжении многих веков люди понимали: умение танцевать — это гарантия того, что человек интеллигентен и знает, как достойно держать себя в обществе. 

 

Как Вы думаете, каждый ли может научиться танцевать?Что для этого нужно?

Профессиональному танцу научиться может не каждый, потому что для этого нужны особые способности, талант. Если человек не способен к языкам, конечно, он может какой-то язык выучить, но худо-бедно; то же самое с танцами: можно любого научить танцевать, смотря как. Ведь самое главное — это внутренний рост, не внешний. Важно не сравнение себя с другими, а то, насколько человек шагнул вперед по отношению к самому себе. Имеет значение только его внутреннее развитие. Один поднимется лично для себя на три ступеньки, а другой — на двадцать. Сравнивается профессиональный танец. А на балу соревновательности, к счастью, нет, каждый развивается по отношению к самому себе. Это главное. Не быть лучше других, а быть лучше, чем вчера.

 

Насколько часто Вам удается бывать в театрах, посещать балетные постановки?Может быть у Вас есть любимые?

Сейчас в театрах бываю крайне редко. Я решила взять своеобразную внутреннюю паузу, ведь  всю жизнь я отдала театрам, балету и другим видам танца. Из постановок, если брать балет, я очень любила «Жизель», смотрела ее бесконечно. Это спектакль с предельно простым сюжетом, но тем не менее с очень глубоким внутренним содержанием.  

 

Сегодня меняется подход к формату балетных постановок, происходит переосмысление канонов и «осовременивание» классики. Как Вы к этому относитесь?

Я считаю, что классика должна сохранятся всегда, трогать ее нельзя. Переделывание существовавшего до тебя, на мой взгляд, может быть только от бедности фантазии. Время покажет, но я уверена, что нужно все-таки  создавать свое, а не портить чужое. 

 

Перейдем к балу. Расскажите, как появилась идея проведения подобного мероприятия в МГИМО?

В 2002 году меня пригласили провести бал совместно с Дворянским собранием в МГИМО, который стал первым вузом, где начали устраиваться настоящие светские встречи в таком формате. После первого подобного мероприятия  Н.Н. Болотов, тогда заведовавший художественным отделом Культурного центра, принял историческое решение — в МГИМО должны быть балы. И вот уже на протяжении 15 лет балы МГИМО пользуются большим успехом. Отмечу, что на сегодняшний день их программа уникальна. Мне, например, принадлежит идея бала по четырем частям, такого больше нет нигде в мире. Я же придумала композицию традиционного полонеза МГИМО, отдельные элементы во многих танцах.

 

Сегодня проводится много балов: Венский, Русский Имперский, Дворянского собрания, Офицерский, Кремлевский и другие. Можно ли сказать, что бальная культура в нашей стране возрождается? Как вы думаете, с чем это связано?

Она уже давно возродилась, а начала в 1991 году с балов Дворянского собрания. Сейчас балы — уже часть жизни. Без них культурный отдых в современном обществе трудно себе представить. Балы привлекают все больше людей. Для них это место интеллигентного отдыха. Где еще, например, студентам МГИМО встретить себе подобных? Дискотеки, ночные клубы это другой уровень. Человека общих устремлений, общей энергетики и одного интеллектуального потенциала можно найти именно на балу. Бал — это прекрасный способ познакомиться. С этой целью во многих танцах мной специально придуманы переходы со сменой партнеров, сама атмосфера мероприятия способствует общению. Тем более, что мы очень тщательно подбираем гостей: в основном это студенты МГИМО, представители Дворянского собрания, дебютанты Венского бала. Бал — это все: и развитие, и определенный круг знакомств, и место, где обсуждаются дела, решаются вопросы бизнеса, появляются деловые партнеры. 

 

Правда ли, что балы часто меняют судьбы его участников?

Действительно, огромное количество пар встретилось именно благодаря или нашим занятиям, или балам. Естественно, что когда встречаются 150 кавалеров и 150 дам, то наверняка между кем-то среди них пробегает искорка, они начинают по-другому смотреть друг на друга. Танцы объединяют, и поэтому они очень важны. Бал — это социально значимый проект, он должен иметь место в жизни каждого.

 

Подготовка к балу началась буквально с первой недели сентября, скажите, двух с половиной месяцев хватает на то, чтобы освоить всю запланированную программу?

Не хватает, к сожалению. Хороший результат получить очень тяжело. Это достигается (не хочу сама себя хвалить, но это так), благодаря моему большому педагогическому опыту: я умею за короткое время достичь максимального результата. Нужно некое волшебство: я знаю, как объяснить, что из танцев взять, как составить пары — как из ничего сделать что-то стоящее. Конечно, помогают ребята-старшекурсники. После урока они остаются на самостоятельную работу, что-то подучивают, а это существенная помощь. Спасает еще то, что многие студенты раньше занимались танцами. К тому же все ребята в МГИМО умные и сообразительные. Мне большое удовольствие доставляет работа с ними. 

 

Какой этап во время подготовки самый трудный?

Поначалу непросто пригласить мальчиков с первого курса, потому что есть ложное мнение, что мужчина, должен заниматься спортом, а танцы — дело необязательное. Однако многие забывают об одной простой вещи: человек воспитанный, культурный, уважающий себя, студент МГИМО любого факультета должен обязательно уметь исполнить в каждом основном танце хотя бы  по две-три фигуры. Это все равно что пользоваться носовым платком, ложкой и вилкой, соблюдать этикет. Очень важно донести до первокурсников: танцы — неотъемлемая часть элементарного образования.

 

На репетициях Вы много раз повторяли, что умение танцевать для будущих дипломатов обязательно. Как, по-вашему, оно может пригодиться в профессиональной деятельности?

Студенты МГИМО представляют международный вуз (неважно, в какой сфере), им предстоит работать с коллегами из других стран. Стыдно, если сотрудник МИДа окажется за рубежом на мероприятии и не будет уметь танцевать. Это все равно что человек приезжает и не знает языка. Было бы правильно по окончании вуза в первую очередь для студентов факультета МО устраивать экзамен по танцу. Ведь не так уж много нужно усилий для того, чтобы научиться танцевать, это по-моему только удовольствие доставляет.  

 

Подготовка к балу требует много времени и сил как и у непосредственных его участников, так и у организаторов. Что, на Ваш взгляд, является главным вознаграждением за проделанную работу?

Вознаграждение — это чувство, которое испытывает каждый человек после бала, оно похоже на то, что переживает человек написавший полюбившуюся читателям книгу. Бал — это тоже художественное воплощение наших мыслей и устремлений, творческое выражение того положительного, чем мы хотим поделиться. Мне всегда приятно видеть радостные лица танцующих. Ведь мы получаем моральное удовольствие от того, что дарим людям частичку чего-то доброго. Дело сделано, сделано хорошо, это вызывает светлые эмоции: жизнь стала прекраснее, люди — счастливее. Разве не этим мы все живем?

 

Вы провели уже огромное количество балов. Скажите, перед каждым новым Вы все равно испытываете волнение?

Конечно, во время моих первых балов в Дворянском собрании я была слишком эмоциональна, переживала, когда что-то было не так. Но теперь я уже привыкла, что такие ситуации бывают. Безусловно, каждый бал — сюрприз. Но, если мы говорим о бале МГИМО, надо сказать, все студенты молодцы. Я подбираю такую команду, где ребята надежные, ответственные и серьезные. Если у нас возникает какая-то проблема, мы решаем ее очень быстро. Поэтому на балу МГИМО я если и волнуюсь, то очень мало: я уверена в своих ребятах, в том, что они все сделают хорошо и не подведут. 

 

По каким критериям, на Ваш взгляд, можно судить удался бал или нет?

Критерий всегда один. Когда нет никаких внешних заминок, все идет гладко, и для окружающих создается ложное ощущение будто бы все получилось само по себе, без особого труда. Оно как раз и показывает, насколько много было вложено в подготовку. 

 

Прошедший 19 ноября бал можно назвать успешным?

Да, я считаю, что бал удался. Этот был самый красивый бал. Было совершенно замечательное оформление, гораздо интереснее, чем на предыдущих балах. Все прошло очень торжественно, ярко, многие участники подходили ко мне в конце бала, чтобы поблагодарить за созданный праздник. Их слова мне очень дороги, в них и есть ответ на вопрос.

 

Весной в МГИМО пройдет Юбилейный XXX бал. Что бы Вы пожелали его участникам?

Участникам следующего бала я хотела бы пожелать две вещи. Первое — по возможности не пропускать репетиции. А второе — ходить на занятия с легкой душой. Я не люблю две крайности — несерьезный подход к делу и желание некоторых ребят непременно сделать все как следует и на пять с плюсом. К сожалению, так не бывает, нужно понимать, что на балу необязательно показывать фантастический результат, главное — получать удовольствие от того, что вы умеете сегодня, ведь жизнь она сегодня и прямо сейчас. И XXX бал сегодня. Не надо еще пять лет учиться танцам, чтобы отказать себе в удовольствии пойти на предстоящий бал. Если у вас есть желание, можно приходить с любым уровнем подготовки. Поэтому всех приглашаем на репетиции, всех научим, всем будем рады! И хочется, чтобы участники и на наших занятиях, и на балу проводили время с любовью к танцу и к окружающим, к балу и жизни вообще.

 

Майя Гумбатова, 1 МЖ
Пресс-служба Студенческого союза

Назад к событиям
Фотографии с мероприятия
    Остальные фото событий

    Товары магазина

    Записей не найдено.

    Остальные товары
    Вконтакте
    FaceBook
    Instagram
    Twitter

    Общественная приемная

    Тема

    Структура Студсоюза

    Наши мероприятия

    Поступление

    Инфраструктура

    Общежития

    Социальные выплаты

    Волонтерство

    Фирменная продукция

    Отправить