Эволюция института выборов в России

09 марта

Киевская Русь 

За точку отсчета в истории российских выборов можно смело взять времена существования Новгородской феодальной республики. Тогда Новгород был разделен на пять самостоятельных районов — концов, которые в свою очередь делились на сотни и улицы. В каждом районе имелся свой специальный орган управления — вече. На вечевом собрании, кроме решения местных вопросов, избирались староста и его помощники. Существовало и общегородское вече, на котором присутствующие голосовали «за» или «против» различных предложений по политическим или экономическим вопросам. Представители исполнительной власти — князь, посадник, тысяцкий — также избирались на вече. На одном из таких собраний в 862 году был «призван» Рюрик. 

 

Конец XV — начало XVII вв. 

Два века татаро-монгольского ига крайне негативно сказались на развитии Руси как государства, в том числе на развитии выборных механизмов. Однако после прихода к власти Ивана III и ликвидации ига процесс формирования института выборов возобновился. В 1497 году был принят общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI века в ходе реформ Ивана IV значительно расширяется система местного управления, появляются губные и земские избы, являвшиеся выборными органами. Особое внимание здесь нужно уделить Земским соборам, которые частично формировались по принципу выборного территориального и сословного делегирования. Как известно, Земские соборы имели ключевое значение в избрании русских царей —на престол по решениям соборов взошли Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов. Однако порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру. 

 

Вторая половина XVII — XVIII вв. 

Данный период характеризуется переходом от сословно-представительной монархии к абсолютистской. Теперь царь, а потом император не избирались, а наследовали престол. 

 

XIX в. 

До реформ Александра II на основе выборного права формировались городские думы, дворянские собрания, но участие в выборах при этом носило множество ограничений — возрастной, имущественный, социальный цензы. После великих реформ выборное право значительно расширилось. Земства формировались при участии всех сословий, поделенных на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Возрастной ценз — 25 лет. Выборы при этом были косвенные. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. 

 

Начало ХХ в. 

Революционные события 1905 - 1907 гг. привели к созданию Государственной Думы. Изменения претерпел и механизм выборов: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. Но несмотря на значительное расширение прав и свобод граждан, в избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы оставались косвенными и сохраняли цензовый характер. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Не имели права голосовать: женщины, военнослужащие, студенты, кочевые народы, осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т.д. Имущественный ценз отсекал массовые слои общества. 

 

Революция 

Положение изменилось после Февральской революции 1917 года, когда демократическим путем были избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание. "Положение о выборах в Учредительное собрание"отменило цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Женщины получили право голоса. Возрастной ценз снизился до 20 лет. 

 

1918-1988 

Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов, хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов. 

Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила новые принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательными правами были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости. Не могли избирать и быть избранными: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала и т.п.); частные торговцы; монахи и служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома; душевнобольные лица; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом. 

 

Конституция СССР 1936 г. отказалась от указанных ограничений, отстранив от участия в выборах лиц, не являющихся гражданами СССР, несовершеннолетних, а также осужденных судом с лишением избирательных прав. Многостепенные выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми. Прямому избранию гражданами на общегосударственном уровне подлежал состав Верховного Совета СССР, состоявший из двух палат, в союзных и автономных республиках избирался однопалатный Верховный Совет, на местном уровне гражданами избирались депутаты областных, краевых, городских, окружных, районных и сельских Советов. Избранию граждан также подлежали народные судьи и народные заседатели районных (городских) народных судов. На всех уровнях выборы осуществлялись по мажоритарной системе абсолютного большинства. Выборы считались состоявшимися, если в них приняли участие большинство от внесенных в списки избирателей, а избранным считался тот, за кого проголосовало более половины всех зарегистрированных избирателей. 

 

Конституция 1977 г. закрепила принцип свободных выборов. Часть вторая ст. 100 гарантировала гражданам СССР и общественным организациям право на свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также предоставляла право агитации на собраниях, в печати, по телевидению и радио. Расширилось пассивное избирательное право: наряду с организациями КПСС, профсоюзами, комсомолом и кооперативами, это право приобрели трудовые коллективы и собрания военнослужащих по воинским частям. 

 

1988 — 1993 

Закона СССР от 1 декабря 1988 г. "О выборах народных депутатов СССР" 

утвердил право выдвижения кандидата принадлежало трудовым коллективам, общественным организациям и собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, причем количество выдвигаемых кандидатов Закон не ограничивал. 

 

По Конституции РФ 1993 г. был создан двухпалатный парламент —Федеральное Собрание (Совет Федерации + Государственная дума). Решение о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было принято на референдуме 17 марта 1991 г. Положение о прямых выборах Президент сохранилось и в Конституции Российской Федерации 1993 года, однако срок его полномочий сокращен до четырех лет. 

 

Современность

В 2008 году Федеральными конституционными законами от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ были внесены поправки в Конституцию РФ. В соответствии с ними Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

 

Асхад Бзегежев, 2ФУП
Пресс-служба Студенческого союза 

Назад к событиям
Фотографии с мероприятия
    Остальные фото событий

    Товары магазина

    Записей не найдено.

    Остальные товары
    Вконтакте
    FaceBook
    Instagram
    Twitter

    Общественная приемная

    Тема

    Структура Студсоюза

    Наши мероприятия

    Поступление

    Инфраструктура

    Общежития

    Социальные выплаты

    Волонтерство

    Фирменная продукция

    Отправить