Интервью с Дарьей Маликовой

13 декабря

Сегодня героиней рубрики «МГИМО в лицах» станет Дарья Маликова, талантливый прозаик, финалист Всероссийского литературного фестиваля «Русские рифмы». Даша расскажет об уникальном жанре, в котором пишет, источниках вдохновения и собственном интернет-портале «Чамбер», поделится творческими планами, а также воспоминаниями об участии в смене «Молодые писатели и поэты» образовательного форума «Таврида».

 
Расскажи, с чего начался твой творческий путь?

Моя первая тетрадка датируется четвертым классом. Тогда я писала что-то про волшебников и планеты, позже были еще две тетрадки про фей. Я их никому, разумеется, не показывала. Потом на долгое время забросила, а в 15 лет написала отличную большую антиутопию, но, как сейчас понимаю, она была для старшего, скорее даже, для младшего школьного возраста. Интересная книжка, она у меня до сих пор лежит, но читал ее всего один человек. Даже начала вторую — написала половину, но немножко подросла и в момент восемнадцати лет решила завязать с этим жанром. Я поняла, что сила моя не в сюжете, а именно в том, чтобы писать стилистически хорошие тексты, то есть идти по дороге Бунина.

 

Можно сказать, что Бунин это для тебя писатель-учитель, писатель-вдохновитель?

Да, именно так. Только не Бунин в «Темных аллеях», а Бунин в «Жизни Арсеньева» и в «Окаянных днях», потому что в этих произведениях он обращал внимание на текст, на атмосферу, им задаваемую, а в «Темных аллеях» главное все-таки сюжет.

 

В каком жанре ты пишешь сейчас?

Сколько бы я ни ездила по форумам, никто из читавших мои работы не может толком сказать, к какому жанру их отнести. Это едва ли рассказы, потому что рассказы — все-таки сюжетные вещи, покрупнее, а у меня они не столько выделяются сюжетом, сколько атмосферой. Один человек однажды метко заметил, что я делаю «слепки атмосферы». Но такого жанра, к сожалению, еще не придумали. Поэтому я склонна говорить, что работаю в жанре литературной миниатюры. И пока не решаюсь развернуться на прозу побольше, а там посмотрим.

 

Ты перешла тот порог, когда никто не должен был читать твои работы? Теперь ты готова делиться своими произведениями?

Да, все началось с того, что я завела блог на тамблере. Мне было примерно 17 лет, период, когда я писала вторую антиутопию. Сначала я вела блог только для себя. Потом кто-то один увидел, сделал реблог и теперь у меня там полторы тысячи подписчиков. Именно на тамблере я обрела, во-первых, свой псевдоним, а во-вторых, людей по всему миру, которые меня читают и поддерживают, со многими из них я знакома лично.

 

Есть ли у тебя произведения, которые на данный момент ты считаешь  лучшими?

Наверное, это сборник, работу над которым я заканчиваю, пока он под рабочим названием «Дом». И сборник-миниатюра «Детство». Они, пожалуй, самые сильные, хотя написала я их в прошлом году и уже порядком переросла. Сейчас я работаю над другими вещами и пока не берусь о них судить.

 

Как часто ты пишешь?

В идеале, конечно, надо каждый день, как каждый нормальный писатель. Но я учусь в МГИМО и в этом проблема (смеется). Дело в том, что у меня «ВКонтакте» есть группа с маленькими зарисовками. То, что я публикую в группе и блоге, — это чаще всего дневниковые записи. Их я пишу, скорее, чтобы набивать руку. А то, что я планирую потом включить в сборник, я обычно не публикую. Записи в группе появляются примерно раз в две недели. Но параллельно я стараюсь раз в неделю работать над крупной вещью, не только на потеху публике.

 

Пишется легко и сразу, или ты возвращаешься к готовому материалу, дорабатываешь его?

Я все-таки придерживаюсь принципа «Пиши пьяным — редактируй трезвым». То есть обычно пишется легко, по вдохновению. Я часто говорю, что во мне живет внутри какой-то голос, то самое Гаечкино (Гаечкина — мой псевдоним), он мне начитывает, и если на меня нападает вдохновение, я печатаю как будто слышу что-то. Я стараюсь оставить текст на пару дней, потом я к нему возвращаюсь и исправляю мелочи, которые сразу не заметила. Как правило, пишется легко - я, видимо, не начала делать сложные вещи.

 

Какие у тебя источники вдохновения?

Чаще всего какие-то жизненные ситуации. Я же делаю «слепки атмосферы», то есть если я вижу, например, в метро девушку, которая мне очень понравилась, я беру и как художник ее зарисовал бы в блокнот, записываю портрет, отмечаю детали, и потом, возможно, она у меня где-то появится. Просто потому, что эта была удивительная девушка. Или, к примеру, я была в Нижнем Новгороде, этот город меня покорил, там я постоянно делала записи, потому что какая-то разово возникшая хорошая атмосфера у меня сразу вызывает желание ее сохранить, сделать «слепок» и отложить.

 

Что помогает пережить периоды, когда вдохновение уходит?

Я просто стараюсь себя не мучить. Я уверена, что любой кризис закономерен. Это значит, что просто твоему воображению, твоей голове нужен отдых. Я и к жизни также отношусь. Если плохое настроение, переживи его, подожди немножко, почитай книжку — оно пройдет. И с кризисом тоже самое: не рву на себе волосы, не говорю, что у меня не пишется, просто переключаюсь на что-то другое.

 

Как ты понимаешь, что написанное тобой действительно удалось, что это талантливо?

Есть такое мерило — это мама. У меня мама из тех людей, которые никогда не хвалят меня просто так, потому что я - дочь. Она всегда говорить прямо, поэтому ей я доверяю. Если я читаю маме, это значит, я действительно хочу понять: да или нет.

 

А для тебя важен отклик окружающих или ты в первую очередь пишешь для себя?

Важен, несомненно. Особенно критика. Уже много было комментариев вроде «вау», «круто», «автор жжет», но когда человек пишет, например: «да, мне понравилось, только в третьем абзаце второе предложение лучше перепиши» — за такое я готова обнять миллион раз, потому что знаю, что человек не просто глазами пробежал, а еще через себя пропустил, понял, что исправить нужно. Сложно сказать, что для меня в приоритете: мнение окружающих или собственная потребность писать. Без окружающих я бы тоже стала писать. Значит, наверное, больше для себя.

 

Ты создала литературный интернет-портал под названием «Чамбер», на который дважды получала грант от Федерального агентства по делам молодежи. Расскажи, в чем идея проекта и как он появился?

Для любого автора литературный журнал — это первая ступень к успеху. Все мы считаем, что молодому писателю или поэту надо публиковаться в литературных журналах, а у нас в стране их сейчас практически нет. На «Новый мир» даже нельзя подписаться — он выпускается небольшим тиражом для себя, и приобрести экземпляр можно только в редакции. К тому же во всех литературных журналах сейчас сидят люди за восемьдесят, которые ничего не знают о социальных сетях и с трудом общаются через электронную почту. У меня появились единомышленники, с ними мы создали сайт, на котором собрали хорошо пишущих знакомых. Амбиций сначала не было, мы делали это для себя. А потом я узнала, что есть всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида», который дает возможность получить грант. Я поняла: это как раз то, что нужно.  

 

Поделись своими впечатлениями о поездке на «Тавриду». Что особенно запомнилось? Какой опыт ты получила?

«Таврида» — это целый мир. «Таврида» — это настоящий трамплин. Там ты знакомишься с главными редакторами журналов, с советниками президента по различным вопросам, с писателями. Все они просто ходят по лагерю в купальниках, на песочке лежат, ты к ним подходишь, изливаешь душу, а они тебе совет дают. И это потрясающе, кажется, будто ты в сказку попал. Всего, что дала мне «Таврида» не перечислишь, этого хватит на целую книгу. После «Тавриды» я приобрела много знакомых в сфере молодежной политики, сама начала работать в Роспатриотцентре.

 

Какие впечатления у тебя оставила встреча с Владимиром Путиным, на которой ты представляла поэтическую смену?

Меня и еще несколько человек оставили на специальную смену, чтобы представить Владимиру Владимировичу. Он должен был приехать на форум и пройти его как бы насквозь, через несколько станций, на каждой из которых были представители всех смен: музыканты, художники, архитекторы и, конечно, поэты и прозаики. Мы очень долго готовились к этой встрече. Очень хорошо запомнилось, как мы четыре часа сидели на жаре и ждали, когда президент приедет, потому что он задерживался на заседании Совбеза в Крыму. Он покорил нас тем, что действительно (это было видно) искренне интересовался всем на форуме, спрашивал что-то, обращался к каждому, задавал вопросы, и так было на каждой станции. Осталось очень хорошее впечатление.

 

Ты общаешься с молодыми современными авторами. Расскажи о литературном движении сегодня: чем интересуются, как пишут?

Очень хорошо сейчас пишут. Когда мне говорят, что литература умирает, я начинаю очень сильно злиться, потому что это все большая неправда. Сегодня показать свое творчество легче поэтам. Их много, и существует колоссальное количество конкурсов для них, есть специальная программа для пишущей молодежи, в рамках которой делается безумно много. Если углубиться в тему, можно весь год пробыть на каких-то форумах, съездах, посвященных литературной тематике. Поэтов много, они все разные, все потрясающие. Я абсолютно уверена, что это будущие Маяковские и Ахматовы. Это не оборот для красивого словца, я точно знаю, что это они. А быть прозаиком, как мне кажется, гораздо сложнее, потому что поэт выложил стихотворение — все прочитали, а прозаик выложил роман — никто не прочитал, потому что никому не хватило на это сил. К сожалению, молодых прозаиков сейчас совсем немного. Но я думаю, что они просто еще не повылезали из своих нор, и позже мы о них услышим.

 

В начале декабря на литературном конкурсе-фестивале «Русские рифмы» ты вошла в тройку финалистов в номинации «Война и мир». Расскажи о своем участии в проекте. Почему он был так важен для тебя?

По сути «Русские рифмы» это та же самая «Таврида», поскольку конкурс также организует  Роспатриотцентр совместно с Федеральным агентством по делам молодежи. Там я познакомилась со многими писателями, получила колоссальное количество опыта. Мои тексты разбирал, например, известный молодой писатель Платон Беседин. Причем прозаиков было очень мало, человек тридцать, мы сидели в маленькой аудитории, и тексты каждого обсуждались на публике. Это было очень важно повидать молодых писателей, понять, что они есть, что все хорошо и можно работать дальше. Запомнилась инсценировка наших произведений. Только представьте, что может испытывать прозаик, когда актеры ставят его произведения на сцене? Я сидела во втором ряду и рыдала, потому что об этом я мечтала с четвертого класса, с той самой тетрадки. Для меня это новая ступень. Теперь хочется меньше внимания уделять учебе и больше по-настоящему писать.

 

Как тебе удается распределить время, совмещать учебу и творчество?

Я просто человек-мотор: если хочу чего-то, то горы сверну ради этого. Я могу не спать, не есть, а добиваться. И, конечно, очень помогает ежедневник. Важно организовывать свое жизненное пространство, свои дела.

 

Можешь назвать вещи, которые делают тебя по-настоящему счастливой, которые заставляют по утрам вставать, а потом весь день улыбаться?

Во-первых, это люди. Все без исключения. Я люблю людей. Я смотрю на них в транспорте, на улице. Я верю в свет, в то, что его больше, чем тьмы. Я много раз была в ситуациях, которые мою веру в свет только углубляли. Второе — тот факт, что мы все сейчас находимся на шаре, который висит в большом «ничего», а вокруг него висит еще много шаров, некоторые из них горят, их ничто не держит, и мы, возможно, висим вверх ногами. Мы решаем контрольные по алгебре, ссоримся друг с другом из-за смсок, а все это время крутимся и висим в «ничем». Просто представьте: мы сейчас на огромном шаре, который ничем не держится! И третье — чай. Я большая поклонница чая. У Оскара Уайльда есть такое высказывание: «With moon, stars and a good book who could not be happy?». И это, я думаю, точно обо мне.

 

Майя Гумбатова, 1 МЖ

Пресс-служба Студенческого союза

Назад к событиям
Фотографии с мероприятия
    Остальные фото событий

    Товары магазина

    Записей не найдено.

    Остальные товары
    Вконтакте
    FaceBook
    Instagram
    Twitter

    Общественная приемная

    Тема

    Структура Студсоюза

    Наши мероприятия

    Поступление

    Инфраструктура

    Общежития

    Социальные выплаты

    Волонтерство

    Фирменная продукция

    Отправить