Интервью с Антоном Токовининым

04 декабря

Через неделю Хор МГИМО отправляется на гастроли в Санкт-Петербург для участия в международном фестивале. Сегодня мы поговорили с его основателем и художественным руководителем Антоном Токовининым о создании и развитии коллектива.

 

Как у тебя появилась идея создать Хор МГИМО?

Лет в семь, засыпая, я представлял, как дирижирую собственной симфонией. В детстве, благодаря маме, я слушал много музыки, пел в Хоре мальчиков Данилова монастыря. Тогда же стал мечтать о собственном хоре.

 

Меня считали талантливым скрипачом, и я поступил в Академический колледж при Московской Консерватории, но в итоге предпочел учиться в МГИМО. Наверное, это гены, здесь училось три поколения моей семьи. Но в МГИМО мне стало не хватать музыки.   

 

В 2013 году я участвовал в запуске «Live Music Club», открытом при поддержке Клуба Oeconomicus и его научной руководительницы А.В. Макаренко. В 2014 году в Культурном центре МГИМО наметились преобразования, и это был отличный шанс создать собственный хор, реализовать мечту. Ничего подобного в МГИМО раньше не было, и это давало дополнительную мотивацию. Первыми, кто меня тогда поддержал, стали декан факультета МЖ Я.Л. Скворцов и настоятель храма при МГИМО протоиерей Игорь Фомин.

 

Уже в феврале 2015 года Хор дал концерт в МГИМО по случаю Дня Дипломата. Вместе с Академическим хором РГГУ и Симфоническим оркестром Академии им. Маймонида мы исполнили кантату Сергея Прокофьева «Александр Невский», а затем гимн МГИМО — так состоялся мой дирижерский дебют.

 

Что означает название хора — «PROXENOS»?

Поскольку «МГИМО» – это бренд Университета, понадобилось отдельное название. Что-то связанное и с дипломатией, и с искусством. Название «PROXENOS» предложила моя жена и по совместительству директор нашего хора. Проксенами в Древней Греции называли граждан полиса, которые защищали интересы чужестранцев и оказывали им помощь. Проксения стоит у истоков истории дипломатии и консульской службы. Название нестандартное – чтобы Вы спросили.  

 

Что исполняет хор?

Рождественские и народные песни, госпел, классика и духовная музыка. «Популярную музыку» мы не поем. В искусстве нужно быть верным своему стилю. При подборе репертуара мы ищем яркие, но малоизвестные в России произведения.

Моя главная гордость – необычная обработка британской колядки "Coventry Carol". В России этой партитуры нет, а ждать печатную версию из США возможности не было. Вопрос был решен кардинально: я позвонил в Нью-Йорк автору аранжировки – обладателю премии Грэмми Дармону Мидеру, который пошел нам навстречу и прислал ноты.

 

В чем изюминка хора?

Исполнение музыки на разных языках, ведь мы – МГИМОвцы. Поем на русском, церковнославянском, латыни, английском, французском, грузинском и даже эльфийском.

 

Есть ли у хора определенная миссия?

Продвигать возвышенную музыку в массы. Классика – музыка для интеллектуалов. Это высшая точка развития музыкальной культуры. Классическая музыка формирует человека духовно и ментально, и важно популяризировать её среди молодежи. Именно они в будущем передадут любовь к ней своим детям.

Средний возраст нашего хора – 18-20 лет. Юные, сильные голоса убеждают наших ровесников в том, что хор – это красиво, мощно и стильно. Классику нужно исполнять людям жизнерадостным, ярким, в музыке должна быть сильная позитивная энергия.

 

Какое, на твой взгляд, главное достижение хора?

Осенний набор 2016 года дал нам количественную мощь. Нас стало в два раза больше, первокурсники пришли мотивированные, готовые вкладывать много времени и сил. Мы стали лауреатами международного фестиваля «Предчувствие Рождества» в Санкт-Петербурге, выступили в Московском международном доме музыки и в Лютеранском соборе Петра и Павла под эгидой Фонда "Бельканто".

 

Самое крупное достижение — гастроли в Бельгию в феврале этого года. При поддержке посольства России и Бельгии мы выступили в Российском центре науки и культуры в Брюсселе и в готических соборах Гента и Антверпена. Нас тепло приняли, залы и соборы были заполнены, и послушать нас пришли как местные жители, так и представители дипломатического корпуса.

 

По итогам гастролей профессор МГК им. Чайковского Е.Б. Долинская написала о нас статью в главном музыкальном журнале страны – "Музыкальная жизнь".

 

Что такое культурная дипломатия и какова ее роль в международных отношениях?

Летом 2015 года мы выступали в городе Волин в Польше. О МГИМО там знают очень хорошо. Пришел бургомистр Волина, а также бывший консул Польши в Швеции, который, оказывается, уроженец этого городка. В молодости он проходил в МГИМО стажировку и был рад, что наш Хор способствует развитию не только политического, но и культурного диалога. Музыка объединяет всех.

 

У некоторых исполнителей «PROXENOS» нет музыкального образования. Какие у вас критерии профессионализма?

Когда я отбираю певцов, мне важно их умение правильно интонировать, звукоизвлечение и человеческие качества. Иногда с первого взгляда понятно, сможет ли человек серьезно вкладываться в работу, выполнять требования руководителя, общаться в коллективе.

Конечно, чем выше уровень подготовки, тем лучше. Есть настоящие самородки, люди без какой-либо музыкальной подготовки, которые поют волшебно. Есть и выпускники музыкальных школ и училищ. Необязательно иметь специальное образование, чтобы быть хорошим вокалистом.

 

Как удалось сплотить коллектив?

Совместные поездки — то, что объединяет.

Для того чтобы сплотить людей, должна быть мотивация, энергетическая подпитка, и я стараюсь находить такие мероприятия, которые поражают масштабом. Сегодня я с гордостью перечисляю далеко не полный список площадок высочайшего уровня, на которых выступал наш хор. Это Государственный Кремлевский дворец, Московский международный дом музыки, Лютеранский собор Петра и Павла в Москве и многие другие.

 

В хоровом пении есть что-то мистическое, оно дает чувство физического единения на уровне синхронизация дыхания, звукоизвлечения и сердцебиения.

 

Конечно, для стабильной работы важна поддержка «сверху». К нам благосклонно относится Ректор МГИМО А.В. Торкунов и одобрение на таком уровне очень вдохновляет. Жизненно важную поддержку нам оказывает Проректор А.В. Мальгин и Фонд развития МГИМО. Благодаря грантам Фонда мы ездим на гастроли, закупили концертные костюмы и планируем запись диска. Проректор И.А. Логинов не раз отмечал, что достижения хора способствуют укреплению имиджа Университета.

 

Что тебе лично дала работа с хором?

Опыт уникального энергетического и музыкального взаимодействия, осознание того, как надо и как не надо руководить людьми. На первых самостоятельных репетициях было тяжело, несмотря на большой сценический опыт. Управленческие навыки пришли постепенно.

В Евангелии от Марка есть удивительная фраза: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Руководя хором, я осмыслил эти слова. Чтобы быть уважаемым руководителем, нужно уметь отвечать за все, до самых мелочей.

Однажды перед концертом выяснилось, что половина басов потеряли бабочки, и мы с женой всю ночь шили новые. Мы всегда возим запасные костюмы и платья – кто-то всегда забудет своё. Хочешь быть главным — «тащи» все сам.

 

Что для тебя вознаграждение за работу?

Отдача от ребят. Я вкладываю в репетиции огромное количество энергии. На физическом уровне — могу взять человека за плечи и петь вместе с ним, чтобы достучаться, разбудить в нем артиста. Добиться успеха можно только напряженной работой. Так, чтобы отлично спеть сложную программу а-капелла продолжительностью 60 минут, нужно репетировать полгода. Вознаграждение — это качество, которое мы получаем в результате. Радостно осознавать, что твой студенческий хор поет лучше некоторых полупрофессиональных. Тот уровень, которого мы уже достигли, — главная награда за силы и средства, которые я вкладываю в любимое дело. 

 

Ты планируешь заниматься музыкой в дальнейшем?

Я не буду хоровым дирижером всю жизнь. Это исключено, для этого мне понадобится еще одно высшее образование. Для меня важно, чтобы Хор МГИМО остался важной культурной ячейкой в институте и после моего выпуска. Если я буду работать в Москве, то с удовольствием буду приходить в Университет два-три раза в неделю и проводить репетиции со студентами, ездить с ними на фестивали. Хотелось бы и дальше заниматься музыкой. Возможно, продюсированием, продвижением талантливых исполнителей, популяризацией классической музыки в нашей стране. 

 

Хор — твоя воплотившаяся мечта. Поделись советом: как достичь смелой, казалось бы, нереальной цели?

Бесстрашие и упорство. Нужно быть, как сейчас модно говорить, "pro-active", не просто активным, а пробивным. Важно доводить начатое до конца, не останавливаться на полпути, даже когда всё против тебя.

 

Нужно уметь находить людей, которые тебе помогут.

 

Я верю в правильный тайминг. На пути создания хора я удивительным образом встречал нужных людей, появлялись уникальные возможности. У меня бы ничего не вышло, если б я начал создавать хор на пару лет раньше, когда впервые всерьез об этом задумался. Я бы не справился один, без моей жены Екатерины, которая взяла на себя организацию всех наших концертов и гастролей за пределами МГИМО. Это титанический, кропотливый труд.

 

Уверен, что умный и настойчивый человек пробьется всегда и везде. Моя следующая мечта — собственный международный бизнес. Чувствую, что мне нужен новый вызов, новая страсть, которой я буду отдаваться без полутонов.


Майя Гумбатова

Пресс-служба Студенческого союза

 

Назад к событиям
Фотографии с мероприятия
    Остальные фото событий

    Товары магазина

    Записей не найдено.

    Остальные товары
    Вконтакте
    FaceBook
    Instagram
    Twitter

    Общественная приемная

    Тема

    Структура Студсоюза

    Наши мероприятия

    Поступление

    Инфраструктура

    Общежития

    Социальные выплаты

    Волонтерство

    Фирменная продукция

    Отправить