«Мы так мало знаем о Вене!..»

01 декабря

И о Климте.


И о Шиле.


И мы так мало знали о выставке, на которую шли.


Она располагается в ГМИИ им. Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.


По соседству с живописными полотнами Моне и Пикассо, созданными в тот же период времени, кажется, рисунки Климта и Шиле должны образовывать с ними прекрасный союз – но вместо этого мы ощущаем их разительное отличие.


Должно быть, мы и вправду мало знаем о Вене.


Выставка завораживает с первых секунд своей атмосферой. Приглушенное освещение, вкрадчиво-сиреневый цвет стен и откровенность диалога художника с миром – через его картины, – начавшегося сразу с доверительной ноты, с заведомо личной темы, чувственной и прочувствованной, опьяняют с ног до головы.


Матовая неконтрастность фона вбирает в себя бледно-белые буквы текста, и он становится неважен, словесность теряет смысл, высвобождая интуитивное, невербальное восприятие; гораздо важнее становится эмоциональный язык формы, линии, штриха; чувство опережает слово и заменяет его.


Пространства так мало, что оно сужается до называемого личным, до комфортного минимума, в котором ты, переставая замечать людей вокруг, на самую малость переходя границы дозволенного, достигаешь крайней точки близости с автором, близости на грани эротики – и это состояние резонирует с посылом, переданным в картинах.


Этот минимум позволяет добиться хорошего обогрева помещения – что располагает к себе, в противовес холодным просторам выставочных пространств, заставляющих чувствовать одиночество и незащищенность.


Время же, наоборот, кажется бесконечным – или вдруг начинает казаться, что его не существует. И оно здесь излишне.


Во всех графических работах – лаконичность, чувственная, поражающая воображение экспрессия линии, удивительная самобытность формы, безоговорочно доказывающая полноценность абриса в передаче чистых эмоций.


Должно быть, мы и вправду мало знаем о любви.


В искрящемся изяществе рисунков Климта читается модернистское стремление к декоративности, к абсолютной эстетике; многие из них являются эскизами и этюдами, в которых по одной линии можно разглядеть будущую картину и через которые можно проследить процесс воплощения в жизнь абстрактной идеи.


Созидательность и декоративность работ Климта на выставке противопоставляется разрушительной экспрессии, эмоциональной напряженности у Шиле. На художественную манеру Шиле успешный к тому времени Климт с его выразительностью контурной линии оказал большое влияние; вскоре молодой художник обрел собственный стиль – более откровенный и бесстыдный, эстетизирующий то, что раньше считалось антиэстетическим, стирающий границы между прекрасным и безобразным. Так зарождался экспрессионизм.


Как и вся выставка, фигуры в рисунках Климта и Шиле существуют вне времени и пространства. Они вырваны из контекста эпохи, ситуации, времени и места, каждая из них – возведенная в абсолют эстетика, чистая эмоция, акт выражения спонтанной творческой воли.


Выходишь на улицу и вдруг понимаешь: выставка дала тебе новое осознание тебя, новое ощущение твоего «я»; через медитацию, через обретенное внутреннее состояние опьянения достигая новых, доселе недостижимых высот, границ, пределов, достигая новых измерений, осязаемых и выходящих за рамки осязаемости, ты обнаруживаешь себя измененным и обновленным. И ты уходишь с ощущением подвластной тебе истины.


Должно быть, мы и вправду слишком мало знаем о себе.

Назад к событиям
Фотографии с мероприятия
    Остальные фото событий

    Товары магазина

    Записей не найдено.

    Остальные товары
    Вконтакте
    FaceBook
    Instagram
    Twitter

    Общественная приемная

    Тема

    Структура Студсоюза

    Наши мероприятия

    Поступление

    Инфраструктура

    Общежития

    Социальные выплаты

    Волонтерство

    Фирменная продукция

    Отправить