Рецензия на книгу «Не отпускай меня»

08 декабря

В 2017 году Нобелевским лауреатом по литературе стал британский писатель японского происхождения Кадзуо Исигуро. Цель большинства его романов – не только попытка переосмыслить прошлое, но и создание антиутопического пространства будущего в настоящем. Произведения объединяет тема памяти и воспоминаний – на них зачастую и строится композиция. «В романах огромной эмоциональной силы раскрыл пропасть, таящуюся под нашим иллюзорным чувством связи с миром» - эта мысль, произнесенная на вручении премии, подчеркивается в книге «Не отпускай меня». Написанная в 2005 году, она вошла в список 100 лучших английских романов всех времен по версии «Times».


Ощутимо то, что мир писателя, вобравший традиции Востока и Запада (Исигуро родился в Японии и в детстве переехал в Великобританию), существует на стыке двух мировоззрений: в «Не отпускай меня» описывается жизнь, не предполагающая свободы как таковой и возможности выбора судьбы, что вполне характерно для Азии. Зато действие разворачивается в традиционном «английском» пространстве – размеренное существование «воспитанников», закрытый пансион на лоне природы с консервативными порядками, миниатюрные коттеджи, увитые плющом. Но в спокойствии британских пейзажей и в замкнутости жизни рождается сильный эмоциональный накал, умиротворенность обманчива и болезненна.


Создавая будущее в настоящем и помещая действие в конец XX века, автор мощнее воздействует на читателя, нежели если бы он писал в жанре научной фантастики и перенес героев в XXII, к примеру, век – в досягаемое, но не очень скорое будущее. Однако программа клонирования и использования человека в качестве материала для пересадки внутренних органов запускается в прошлом, что делает роман не столько фантастическим, сколько реалистичным и близким к современности. Все времена пересекаются – будущее, которое только грядет, в книге уже наступило, и нельзя вернуться к точке отсчета. Нельзя отказаться от столкновения гуманизма с жестоким научным прогрессом. В конце концов, нельзя сделать государственную программу по созданию клонов щадящей, несмотря на усилия отдельных людей.


Тем не менее, книга-воспоминания – совсем не об изобретении искусственных копий, а о попытке найти баланс в хрупком мире, о возможности существования души в бездуховном автоматическом механизме, о мечте, мысль о которой теплится вопреки обстоятельствам. Жажда полноценной жизни – в хранении маленьких шкатулочек с вещицами, как у обычных детей, в размышлениях о работе в офисе, в разговорах на балконе с печеньем и минеральной водой. Абсурдность заключается в том, что рутинная работа становится мечтой, индикатором настоящей жизни, потому что это возможность выхода за грань несвободы. Не случайно очень важен образ дороги как символа поиска, бесконечного движения вдаль. И одновременно тумана – символа обреченности, цикличности. Все герои замкнуты в пределах одного цикла – воспитание в закрытом пансионе и подготовка к пересадке органов, затем «приоткрытие» границ во внешний мир, работа «помощником» донора, превращение в самого донора и неотвратимая смерть через несколько лет.


Исигуро играет с эмоциями, используя психологические приемы – рассказ от первого лица, разговорную речь, детальность и вещественность. Все это добавляет интимности, таинственности. Роман похож на загадочный паззл, собирая который ты прослеживаешь путь героев и постепенно узнаешь о том, что им самим раньше знать воспрещалось, то есть не опережаешь их мысли, а живешь параллельно.


У автора получается по-новому обозначить человека в литературе постмодернизма: он показывает пейзаж души и чувств, который полнее всего прорисован в мелочах – в разговорах в спальном павильоне пансиона, в рисунках несуществующих животных, в мелодичном звучании кассеты. Уровень внутренней жизни зашкаливает, и можно потеряться в простоте и вязкости слов, описывающих переживания «воспитанников». Бессознательное прорывается наружу. Несмотря на спокойствие и устойчивость мира в книге, чувствуется обреченность. И она связана с непреходящим балансом – между трогательностью и болью, счастьем и забытьем, рутинностью и любовью.

Анна Громадина, 1 МЖ

Пресс-служба Студенческого союза


Назад к событиям
Фотографии с мероприятия
    Остальные фото событий

    Товары магазина

    Записей не найдено.

    Остальные товары
    Вконтакте
    FaceBook
    Instagram
    Twitter

    Общественная приемная

    Тема

    Структура Студсоюза

    Наши мероприятия

    Поступление

    Инфраструктура

    Общежития

    Социальные выплаты

    Волонтерство

    Фирменная продукция

    Отправить