«Мир Красоты, Таланта и легкого Безумия...»: путь Ренаты Литвиновой

15 декабря

А зачем надо быть в струе? Мне кажется, это скорее неправильно.
Надо быть отдельно. Красивым водопадом. Или рекой. Или даже морем. Или небом…

                                                                                                                             Рената Литвинова

 

Споров и мифов вокруг этой женщины очень много. Она не только «привила себе сумасшествие, как врач прививает чуму для изучения симптомов», но и умело создала образ недоступной и неземной богини, женщины-мифа. Услышав имя Ренаты Литвиновой, кто-то покачает головой, кто-то покрутит пальцем у виска, хихикнув, кто-то тяжело вздохнет, как делают это только беспрецедентно влюбленные, кто-то восхищенно улыбнется, но мало кто останется равнодушным. И это, пожалуй, лучший результат, на который может рассчитывать художник. Неважно, намеренным или естественным путем закрепился за актрисой образ прекрасной, но слегка сумасшедшей барышни, этакой дивы 50-х годов, важно лишь то, что и в своем творчестве, и в своей жизни она всегда воплощает свои самые смелые идеи и замыслы, оставаясь верной своему неповторимому стилю.


Сказка... Сказка - это один из самых любимых жанров самой Ренаты. В детстве она запоем читала их, сидя прямо на полу, рядом с большим деревянным книжным шкафом, а, повзрослев, стала писать свои собственные сказки - сценарии. Часто эти «сказки» казались окружающим слишком странными, слишком непонятными, своеобразными; некоторые преподаватели во ВГИКе, по словам самой Ренаты, нередко ставили ей двойки за сценарные работы, марали ее рукописи красными карандашами,  утверждали, что так по-русски никто не пишет. Даже насмешливо спрашивали: «Рената, вы по-русски разговариваете?». Потому среди лучших учениц Литвинова точно не значилась. Тем не менее, девушка не сдавалась, она чувствовала, что придет время и ее «сказкам». Рената упоенно продолжала писать, не обращая внимания на мнение окружающих: она жила и до сих пор живет в собственном художественном мире.


Вся жизнь Ренаты Литвиновой - это сказка, ставшая былью. Кира Георгиевна Муратова (гуру российского артхауса), прочитавшая в альманахе «Киносценарии» дипломную работу Литвиновой «Принципиальный и жалостливый взгляд», захотела снять фильм, предложив Ренате сыграть главную роль. Однако девушка отказалась сниматься, потому что была уверена в своей не фотогеничности. Тогда сотрудничества не получилось. Но уже через пару лет, в 1994 году, Рената снялась в фильме Киры Георгиевны «Увлеченья», впервые показавшись публике в образе странной, вечно говорящей о смерти медсестры. Именно эта кинокартина стала отправной точкой в ее блестящей карьере и позволила Ренате войти в общество российского артхауса, а сама Кира Муратова стала близкой подругой новоиспеченной актрисы.


После Литвинова пишет несколько новелл, в числе которых ее знаменитая «Офелия, безвинно утонувшая». Эта новелла была вновь высоко оценена Муратовой («Мне нужно сообщить вам очень хорошую и очень плохую новость. Лучше этого вы уже не напишите»), она попросила Ренату отдать ей этот сценарий для экранизации. Так появился культовый фильм «Три истории». Именно тут Рената произносит знаменитую фразу, которую зачастую приписывают самой актрисе: «Я не люблю мужчин, я не люблю женщин, мне не нравятся люди. Этой планете я бы поставила ноль». После появления этих картин у общественности складывается стойкое представление о Ренате как о безумной, странной женщине, бесконечно рассуждающей  о смерти и любви, чему, признаться, она не только не препятствовала, но даже способствовала, ведь и в жизни актриса всегда манерна, словно неестественна (хотя если приглядеться к ней, понимаешь - это неестественность естественна для нее), вечно таинственна и отрешена. Мастерски сочиняя сценарии, Рената научилась сочинять себя.


Так к началу двухтысячных Литвинова превратилась из никому неизвестной сценаристки в кинозвезду. В свои неполные тридцать она уже поработала с такими мэтрами российского кинематографа, как Кира Муратова, Рустам Хамдамов, Алексей Балабанов, Валерий Рубинчик и другие. За ней начала закрепляться репутация иконы стиля, первые шаги к «богине» были сделаны. Рената стала востребована. Её тексты заинтересовали режиссеров, а её внешний облик, её стиль не оставляли равнодушными фотографов и журналистов. Однако конечная цель Ренаты состояла не в этом. Для неё самым важным было самовыражение её внутреннего «я», её «внутренний автор» не был удовлетворён. Она писала тексты для других: в этом была проблема. Её идеи воплощали другие люди (хотя невероятно уважаемые Ренатой), её образы и замыслы так или иначе видоизменялись, попадая в руки другого творца; Ренате же хотелось вывести свою идею от начала до конца самостоятельно, создать СВОЮ работу, где она могла бы быть главным «созидателем», где она могла бы выразить в полной мере своё собственное авторское видение. Так Рената - сценарист и актриса превращается в Ренату-режиссёра.


Первой её режиссёрской работой стал фильм под названием «Нет смерти для меня». Самобытный стиль Ренаты выразился не только в её образе, но и в её работах. Этот художественно-документальный фильм, снятый в чёрно-белых тонах, пронизан узнаваемым элегантным стилем Литвиновой. В этой картине рассуждения пяти великих кинозвёзд ушедшей эпохи (Нонна Мордюкова, Татьяна Окуневская, Татьяна Самойлова, Лидия Смирнова и Вера Васильева) о любви, одиночестве, смерти, славе, браке и кино перемешиваются с монологами самой Ренаты. Фильм, как признается Литвинова, стал для неё некоторым исследованием «о возможности счастливых финалов». Картина получилась трагичной и несколько меланхоличной, но светлой. Критиками работа была оценена очень высоко, учитывая, что это был дебют Литвиновой как режиссёра. В следующие восемь лет Рената сняла фильм «Небо. Самолёт. Девушка.», была приглашена на съемки в фильме британского режиссера и писателя Питера Гринуэя «Чемоданы Тульса Люпера», и, наконец, пришла к своей культовой работе «Богиня: как я полюбила». Хотя сама Рената многократно утверждала, что не может смотреть этот фильм и видит в нем слишком много недостатков (в этом фильме Рената выступила как актриса, сценарист и режиссёр), по утверждениям критиков, это одна из её лучших режиссерских и актерских работ.


Стоит отметить ещё одну значительную работу Ренаты Литвиновой - фильм-концерт «Зелёный театр в Земфире». Творческий тандем девочки-скандала Земфиры и кинодивы Литвиновой образовался ещё в 2004 году (песня Земфиры «Любовь как случайная смерть» стала саундтреком к фильму Ренаты «Богиня: как я полюбила»), и с тех пор Земфира пишет музыку почти для всех фильмов Литвиновой. Последняя же в знак своего восхищения певицей сняла  прекрасный фильм-концерт «Зеленый театр в Земфире», открывающий Земфиру с новых, неизвестных сторон. Сцены живого концерта перекликаются с черно-белыми лаконичными монологами певицы. Рената выступила как режиссёр и сценарист этого фильма. Еще вчера Литвинова была одинока в своей борьбе за отстаивание самой себя, своей самобытности, была «одна против всех», теперь у нее появился верный друг, соавтор и соратник, и теперь они «двое против всех».


Совсем недавно вышел в прокат киноальманах «Петербург. Только по любви», в котором семь режиссеров-женщин признаются в любви самому красивому городу нашей страны: семь чудесных историй о живом Петербурге, о тайнах этого города, о его секретах, его городских сумасшедших и всех-всех, кто влюблен в город белых ночей. Среди женщин-режиссеров работала и Рената Литвинова, снявшая прекрасную киноновеллу «Сны Иосифа», снова сказочную, в меру, по-литвиновски претенциозную, мистическую картину.


Литвинова - признанная икона. Она неоднократно получала награды как самая стильная женщина. Своими «рецептами» стиля она делилась в различных телевизионных программах, таких как «Стиль от Ренаты Литвиновой» и «Намедни». Свое правило красоты Рената сформулировала так: «Красная помада плюс черная водолазка или свитер – моя униформа. Просто и элегантно».


Где можно встретить Ренату Литвинову в жизни? Она играет во МХТ им. А.П. Чехова. Когда Литвинова только начинала репетиции «Вишневого сада» в театре, многие критики сомневались, что Рената сможет сыграть Раневскую на сцене: образ жеманной Литвиновой казался несовместимым с чеховской героиней, однако Рената любит удивлять, и вот уже c 2004 года она и ее коллеги по сцене собирают полные залы. С 2012 года Рената играет одну из главных ролей в спектакле «Свидетель обвинения» по роману Агаты Кристи. И сегодня увидеть игру актрисы можно на легендарной сцене МХТ им. А.П. Чехова. 


Рената Литвинова - одна из самых неоднозначных фигур российского кинематографа. Смотреть ее фильмы - всегда удовольствие: эстетическое, интеллектуальное и даже духовное. Можно долго спорить о природе ее творчества, о том, кто она, неземная дива или продуманная до мелочей карьеристка, все это становится неважным, когда погружаешься в мир Ренаты Литвиновой. Мир Красоты, Таланта и легкого Безумия...

Иралия Акопян, 1 ФП

Пресс-служба Студенческого союза

Назад к событиям
Фотографии с мероприятия
    Остальные фото событий

    Товары магазина

    Записей не найдено.

    Остальные товары
    Вконтакте
    FaceBook
    Instagram
    Twitter

    Общественная приемная

    Тема

    Структура Студсоюза

    Наши мероприятия

    Поступление

    Инфраструктура

    Общежития

    Социальные выплаты

    Волонтерство

    Фирменная продукция

    Отправить