Художественный диалог: спектакль Театра-студии МГИМО «Кафе поэтов, или сто лет спустя»

20 ноября

16 ноября гости Шахматной гостиной МГИМО сели в поезд Москва-Петроград и перенеслись на поэтический вечер в далекий 1917 год. Абстрактное кафе, где собрались любимые поэты Серебряного века, чем-то напоминающее «Бродячую собаку» или Большую аудиторию Политехнического музея, трибуну поэзии в послереволюционные годы. Зрители сидят за такими же столиками с едой и напитками, как и поэты, звучит умиротворенная музыка Сергея Рахманинова и Александра Вертинского – это создает особую атмосферу спокойствия и красоты.


«Хотите - назовите спектаклем, хотите - назовите эссе», - говорит режиссер-постановщик Николай Болотов, приглашая гостей на ужин в Кафе поэтов. В спектакле десять глав: актеры вспоминают об Александре Блоке, Владимире Маяковском, Сергее Есенине, Игоре Северянине, Зинаиде Гиппиус, Осипе Мандельштаме, Марине Цветаевой, Николае Гумилеве, Анне Ахматовой и Владимире Набокове. Основой сценария стали книги «На берегах Сены» и «На берегах Невы» Ирины Одоевцевой, а также воспоминания Владислава Ходасевича, Елизаветы Стырской, Василия Каменского, Константина Бальмонта.


Актеры филигранно переходят от поэзии к воспоминаниям. «От одного лица могут даже говорить несколько героев. Наша задача - вспомнить стихи, которые звучали сто лет назад», - объяснил после спектакля Николай Болотов. Идея режиссера созвучна призыву Одоевцевой: «Полюбите их [поэтов], воскресите их в своей памяти и сердцах. И тем самым подарите им бессмертие». Москвичка, обожающая Блока, которая появляется в начале и в конце спектакля -  символ такой любви.


Поэзия и сценографическое искусство вступают в художественный диалог. Гости Кафе видят любимых поэтов в новом амплуа: например, зритель узнает о привычке Георгия Иванова сыпать себе в чай много сахара или об истории, когда Мандельштам съел кашу Одоевцевой и не мог себе этого простить. Но в фокусе оказывается Слово: актеры без масок и грима в простых костюмах, декорации (цветы, посуда на столах, вешалка с верхней одеждой) уходят на второй план. Каждый поэт – лицо одной эпохи, но их стихотворения разные: некоторые мы помним со школьной скамьи, другие трогают струны нашей души впервые.


Особенность этого полуторачасового спектакля – эмоциональные контрасты: так, Маяковский сначала обращается к Лиле Брик «Добрый и любимый Лиленок», а чуть позже восклицает «Не надо тебя!/ Не хочу!/ Всё равно/ я знаю,/ я скоро сдохну». Заметна резкая смена настроения и в споре Маяковского и Есенина: негодование, что имажинисты убили мать-поэзию и спокойное рассуждение Есенина «Такие стихи, как мои, будут жить вечно», чуть позже – трогательный «Жираф» Гумилева и отрезвляющие слова: «В августе 1921 года поэт был расстрелян».


Воспоминания переходят в стихи, а стихи – в музыку, создавая удивительную атмосферу. Яркой была сцена избрания короля поэтов с громкими выступлениями Маяковского и Северянина. Этот блок заканчивается поэтически-революционным стихотворением Северянина:


Идеи вздорные, мечты напрасные,

Что в «их» теориях — путь к Божеству?

Сегодня «белые», а завтра «красные» —

Они бесцветные по существу.


Революция Николая Болотова - это освобождение от старых клише, от удобных форм, это возрождение поэзии, чтобы она не разбивалась на звуки, а проникала в глубину нашего сознания. Это женственная и одновременно мужественная лирика Ахматовой, и цветаевские строки «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…», и последняя сцена в эмиграции, когда никого уже нет, все разошлись и кафе осталось пустым. И в этой тишине звучит набоковская «Лестница», стихотворение о разлуке с былым, о разлуке с Родиной. Так и Серебряный век плавно перешел в эмиграцию, закрывая двери счастью «на берегах Невы», которое так берегла в памяти Одоевцева.


Спектакль заканчивается. Зал встает в едином порыве. Как писала Одоевцева, «все дышит вдохновением, и что я сама растворяюсь в этом общем вдохновении и превращаюсь в стихотворение, уже начинающее звучать в моей голове». Поэтому и зрители выражают свои впечатления стихами. Декан факультета МЖ Ярослав Скворцов прочел «Сердце на тротуаре» А. Дольского, а один из зрителей – стихотворение «Глухой» Б. Слуцкого.


А что хотели бы прочесть вы? Совсем скоро Кафе поэтов откроется снова. На этот учебный год у режиссера еще много планов: постановки по рассказам А. Чехова и повести А. Куприна «Гранатовый браслет». Не пропустите!


Кристина Акопова, Полина Балашова

Пресс-служба Студенческого союза

Назад к событиям
Фотографии с мероприятия
    Остальные фото событий

    Товары магазина

    Записей не найдено.

    Остальные товары
    Вконтакте
    FaceBook
    Instagram
    Twitter

    Общественная приемная

    Тема

    Структура Студсоюза

    Наши мероприятия

    Поступление

    Инфраструктура

    Общежития

    Социальные выплаты

    Волонтерство

    Фирменная продукция

    Отправить