«Клянитесь! Клянитесь сохранить театр!»: МХТ и МХАТ – театры, которые творят историю

12 декабря

Название: Московский Художественный театр им. А.П. Чехова (МХТ) и Московский Художественный Академический театр им. М. Горького (МХАТ)


Дата создания: 1898 год, разделение театров – 1987 год


Художественный руководитель: МХТ – О.П. Табаков; МХАТ – Т.В. Доронина

 

Эти театры у всех на слуху. Многие их путают. Многие считают, что это один театр. Сегодня мы развеем все сомнения: мы хотим рассказать о двух театрах, которые творят историю: МХТ им. А.П. Чехова и МХАТ им. М. Горького.


Все началось в 1898 году: К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко создали Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 года – к названию присоединилось слово «академический» и появился МХАТ. Театр официально открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). В 1902 году театр переехал в Камергерский переулок. Можно долго рассказывать о труппе, в которую входили поистине сливки театрального мира: О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева и многие другие. Особый период развития театра связан с деятельностью Антона Чехова и Максима Горького, пьесы которых принесли МХТ успех и славу. Театр процветал год от года, и даже во время ВОВ там проходили спектакли. В 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика театра не допускалась, ведь он стал официальным. Спасителем суждено было стать О.Н. Ефремову, который в 1970 году стал главным режиссером. И вот настал 1987 год, когда разлад среди актеров привел к конфликту, который закончился разделением театра. Коллектив распался на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова (сейчас МХТ); Камергерский переулок,3 и Дорониной (Московский Художественный Академический театр имени М. Горького (сегодня МХАТ); Тверской бульвар,22. Так и разделилась история. Станиславский, приходя на репетиции, восклицал: «Клянитесь! Клянитесь сохранить театр!». Это и пытаются сегодня сделать два, без преувеличения, великих художественных руководителя, и у них, получается.


Мы бы хотели чуть поподробнее остановится на МХТ им. А.П. Чехова, потому подготовили рассказ об одном из ведущих актеров театра – Филиппе Янковском, а также рецензию на спектакль – «Дворянское гнездо». Надеемся, что эти материалы убедят вас окончательно, что речь идет о великом театре, который поистине творит историю.


Талантливый человек талантлив во всем


Многосерийный сериал «Таинственная страсть», посвященный творческим поискам шестидесятников, произвел на многих сильное впечатление. Нам бы хотелось рассказать про исполнителя одной из главных ролей - Филиппа Янковского, чей природный талант и обаяние позволили ему раскрыть противоречивый и яркий характер выдающегося русского поэта Евгения Евтушенко.


Филипп Янковский – российский актер и режиссер, сын известного актера театра и кино Олега Янковского. Свою первую роль Филипп получил, когда ему исполнилось 5 лет. И это была сразу необычная картина: Филипп снялся в фильме классика советского и мирового кинематографа Андрея Тарковского «Зеркало». Загадочная атмосфера съемок, которая вызывала трепет и неподдельный интерес у подрастающего актера, стала одной из причин, почему Филипп решил связать свою жизнь с кино. Успешно сдав вступительные экзамены в школу-студию МХАТ, юноша был зачислен на курс Олега Табакова, сыгравшего значительную в роль в становлении молодого артиста. После окончания своего обучения в школе-студии Янковский снялся в таких знаковых картинах, как «Филер» и «Афганский излом».


Параллельно с актерской карьерой Филипп занимался обучением режиссерскому мастерству: в 1990 году он поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Дебютировав картиной «В движении», он привлек к себе внимание критиков и был удостоен премии «Открытие года» на кинофестивале «Ника» в 2003 году. Но настоящий фурор произвела следующая режиссерская работа Филиппа - экранизация романа «Статский советник» Бориса Акунина. Янковскому удалось организовать взаимодействие актеров таким образом, чтобы индивидуальные особенности творческого дарования каждого из них не перекрывали друг друга, что сделать крайне сложно, учитывая, что в съемках картины принимали участие такие именитые артисты, как Олег Меньшиков, Никита Михалков, Михаил Ефремов, Федор Бондарчук и Константин Хабенский.


Сняв еще два фильма («Меченосец» и «Каменная башка»), Филипп после небольшого творческого затишья вернулся в кино, но уже в качестве актера, снявшись в историческом фильме «Распутин». В этой картине Янковский сыграл князя Юсупова, чей образ пополнил коллекцию сложных и неординарных актерских работ артиста. Кроме того, в 2013 году, через два года после выхода фильма, Филипп дебютировал на сцене МХТ им. Чехова в спектакле «Братья Карамазовы» в роли Дмитрия Карамазова.


В этом году актер сыграл главную роль в спектакле Виктора Рыжкова «Dreamworks* *Мечтасбывается» (все в том же МХТ) - постмодернистской трагикомедии, тепло встреченной критиками и зрителями. В одном из интервью Янковский говорил так: «…эта пьеса больше общечеловеческая, про любовь, про поиски любви. К любой роли актер приходит через определенную сознательную внутреннюю психотехнику, как всех нас учил великий Станиславский, и задача артиста пропустить через себя весь материал пьесы и перед выходом на сцену стать этим персонажем, жить им, чувствовать его. Какой мой герой? Я отвечу на этот вопрос стихами Евгения Евтушенко:


Я разный — я натруженный и праздный.

Я целе-и нецелесообразный.

Я весь несовместимый, неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый.


Да, и мой герой обретает все-таки свое счастье и его мечты сбываются!»


Подобное отношение к своей профессии и искусству не может не вызвать уважения и ставит Филиппа Янковского в один ряд с другими выдающимися актерами нашего времени. Впереди у него еще много творческих удач и побед, и, кто знает, может быть, в скором будущем он опять вернется к съемке фильмов, проявив при этом свой незаурядный талант режиссера. Ведь, действительно, талантливый человек, талантлив во всем!

 

Сегодня в МХТ ставят и современные постановки, однако наибольшим успехом по праву пользуется «классика». Один из спектаклей основан на пьесе И.С. Тургенева – «Дворянское гнездо». О своих впечатлениях о спектакле рассказала Марина Богданова.


 

«Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо»

(рецензия на спектакль «Дворянское гнездо» - реж. М. Брусникина )

 

 

В повседневной жизни мы не так часто встречаем слово «осознание» и ещё реже испытываем это чувство. Любовь, счастье, вера, разочарование – избитые, обыденные слова; сказанные вдруг они ничего не значат, не трогают струны души, не находят дорогу к нашему существу. Только иногда случайно услышанная песня, давно забытый запах или несколько строк будто будят нас, и с широко раскрытыми глазами мы оглядываемся кругом, замечая тысячи деталей, приподнимаясь на миг над повседневностью.


Спектакль «Дворянское гнездо» оставляет именно такое впечатление. История начинается легко и непринужденно, можно даже сказать как водевиль: красивая обстановка дворянского поместья, белая изящная мебель, балкончик, шикарные костюмы; типичные персонажи в лице помещицы с двумя дочерьми, ворчливой тётки, молодого приезжего; шутки и намечающиеся любовные связи. Забавно и интересно наблюдать за известными из «классики» сценами прошедшей эпохи, особенно учитывая, что главные роли исполняют известные актёры МХТ Д.Дюжев, Я.Гладких, Д.Назаров, К.Лаврова-Глинка.


Но постепенно атмосфера спектакля изменяется, становясь тревожной, потом пронзительной. События захватывают; актёры уже не актёры, а люди, которым неожиданно приходиться принимать сложные решения, распутывать моральные дилеммы и находить ответы на философские вопросы. И зритель переживает вместе с ними перипетии судьбы, пытаясь ответить на главный вопрос: зависит ли наше счастье от нас самих или оно дано свыше? И выйдя из театра, ещё долго думаешь над тем, что только что увидел, однако на душе становится легко и хочется жить.

 

Вам бы хотелось прикоснуться к творчеству И.С. Тургенева? На этой неделе у вас есть такая возможность! В субботу, 17 декабря, в 13:00 в Московском молодёжном театре под руководством В.С. Спесивцева пройдет спектакль «Отцы и дети». Вы можете туда отправиться всего за 200 рублей с Культпросветом.

 

Любите театр и давайте вместе по наставлению Станиславского постараемся его «сохранить»!

 

Автор рубрики: Кристина Акопова, 3 МЖ

Рассказ об актере: Никита Шиликов, 2 ФП
Автор рецензии: Марина Богданова, 3 МО 

Пресс-служба Студенческого союза

Назад к событиям
Фотографии с мероприятия
    Остальные фото событий

    Товары магазина

    Записей не найдено.

    Остальные товары
    Вконтакте
    FaceBook
    Instagram
    Twitter

    Общественная приемная

    Тема

    Структура Студсоюза

    Наши мероприятия

    Поступление

    Инфраструктура

    Общежития

    Социальные выплаты

    Волонтерство

    Фирменная продукция

    Отправить